BRICS Russian

Надо чаще общаться

  2

Вечерние встречи за бокалом вина бразильца и африканца, индийца и россиянина способны сблизить государства БРИКС куда сильнее, чем все усилия дипломатов всех стран.

—–

http://bricsmagazine.com/ru/articles/nado-chasche-obschatsya

Одна из самых больших проблем государств БРИКС заключается в том, что их жители до сих пор несколько изолированы друг от друга. На это есть ряд трудноустранимых причин исторического и структурного характера. В результате инвесторы, ученые и даже правительственные чиновники зачастую не видят всех возможностей для сотрудничества. Если не брать в расчет Китай, у которого крепкие экономические связи с другими странами БРИКС, товарооборот внутри организации удивительно низкий. Объем торговли Бразилии с Индией, например, составляет каких-то 10 млрд долларов, в то время как бразильско-китайский товарооборот всемеро больше. То же самое и у других государств БРИКС: торгуют они в основном с Поднебесной. Товарооборот внутри блока меньше объема торговли Китая с Африкой, и это показывает, как разобщены страны БРИКС на экономическом фронте.

Сотрудничество в рамках БРИКС охватывает сегодня сферы здравоохранения, торговли, сельского хозяйства, взаимодействие по налоговым вопросам, а также в области кооперативных объединений, науки, судов и обороны. Что касается экономического взаимодействия, то для его развития правительства стран БРИКС запус­тили ряд механизмов, которые должны указать пути наращивания товарооборота. В их числе регулярные встречи министров торговли и экономики, представителей антимонопольных ведомств, а также деловые форумы и советы.

Какой результат могут принести все эти механизмы? Грандиозных проектов вроде соглашения о свободной торговле внутри БРИКС ждать не стоит. Вместо этого власти сосредоточатся на бюрократических вопросах: визовых и таможенных процедурах, развитии воздушного и морского сообщения, расчетах в нацио­нальных валютах при торговле внутри блока и прочем.

Концентрироваться на снижении торговых барьеров важно, но еще важнее способствовать контакту людей. За последние годы ситуация в этой области кардинально изменилась, причем в лучшую сторону. Бразилия и Россия подписали соглашение об отмене визового режима, которое действует с 2010 года и уже успело вылиться в серьезный рост числа туристических поездок. Количество деловых поездок также выросло. Аналогичное соглашение Бразилия заключила с ЮАР. С начала 2013 года бразильцы и россияне могут находиться в Пекине и Шанхае без визы до 72 часов (не покидая пределов города). Эти примеры доказывают, что опасения о безопасности и нелегальной миграции могут легко развеяться, если есть политическая воля. Следующим шагом должно стать введение безвизового режима между всеми странами БРИКС и разрешение туристам, бизнесменам и ученым находиться в любой из них на протяжении трех месяцев без предварительного оформления визы. Это укрепит связи между людьми на многих уровнях и, возможно, даже придаст импульс торговле и инвестициям внутри БРИКС.

———-

Бразильские или российские ученые, которые желают понять, как устроена Поднебесная, купят книгу вроде киссинджеровской «О Китае», где азиатская держава непременно рассматривается с американской или европейской точки зрения. Похожая ситуация будет, если китайский или южноафриканский ученый захочет узнать о Бразилии. В результате власти стран глобального Юга обречены знать друг о друге меньше, чем их коллеги из Северной Америки и ЕС. А это, в свою очередь, сильно затрудняет координирование политики и подготовку совместных инициатив

———-

Помимо укрепления торговых связей для определения областей стратегического сотрудничества важно укрепить и связи между людьми. В БРИКС ограничены не только торговые и туристические потоки, но и обмен идеями. Бразильские или российские ученые, которые желают понять, как устроена Поднебесная, купят книгу вроде киссинджеровской «О Китае», где азиатская держава непременно рассматривается с американской или европейской точки зрения. Похожая ситуация будет, если китайский или южноафриканский ученый захочет узнать о Бразилии. В результате власти стран глобального Юга обречены знать друг о друге меньше, чем их коллеги из Северной Америки и ЕС. А это, в свою очередь, сильно затрудняет координирование политики и подготовку совместных инициатив.

Осмысленное решение этих проблем невозможно, если власти не предпримут еще больше усилий для того, чтобы наладить контакт между своими гражданами. Это может быть, например, стимулирование студенческого обмена, проведение симметричных культурных мероприятий, развитие торговых и туристических маршрутов и объяснение людям того, что изучение других развивающихся стран способно принести огромную экономическую и стратегическую выгоду.

Идею встреч ради встреч легко высмеять. Но благодаря им появится надежда на то, что возникнут сети обоюдного доверия и дружбы, которыми руководители, бизнесмены и ученые смогут воспользоваться в кризис. А вечерние беседы за бокалом вина могут оказаться способными сблизить государства сильнее, чем все дипломаты мира, вместе взятые. Если лидеры стран БРИКС уделят внимание этой проблеме, то шестой саммит организации, который пройдет в этом году в Форталезе, сможет стать очередным важным шагом на пути к укреплению связей между народами Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки.

Read also:

BRICS undermine Western attempt to isolate Russia

What is Russia’s role in the BRICS?

Why China will back Russia on Ukraine

SOBRE

Oliver Stuenkel

Oliver Della Costa Stuenkel é analista político, autor, palestrante e professor na Escola de Relações Internacionais da Fundação Getúlio Vargas (FGV) em São Paulo. Ele também é pesquisador no Carnegie Endowment em Washington DC e no Instituto de Política Pública Global (GPPi) ​​em Berlim, e colunista do Estadão e da revista Americas Quarterly. Sua pesquisa concentra-se na geopolítica, nas potências emergentes, na política latino-americana e no papel do Brasil no mundo. Ele é o autor de vários livros sobre política internacional, como The BRICS and the Future of Global Order (Lexington) e Post-Western World: How emerging powers are remaking world order (Polity). Ele atualmente escreve um livro sobre a competição tecnológica entre a China e os Estados Unidos.

LIVRO: O MUNDO PÓS-OCIDENTAL

O Mundo Pós-Ocidental
Agora disponível na Amazon e na Zahar.

COLUNAS